Вопросы пульмонологии

      Заболевания органов дыхания имеют значительный удельный вес в структуре общей заболеваемости, инвалидизации и смертности больных. По данным ВОЗ последние годы наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа больных, страдающих заболеваниями легких, что потребовало выделение из группы терапевтов узкоспециализированных врачей – пульмонологов.
Целью обучения врача–пульмонолога  является подготовка врачей к самостоятельной работе по оказанию специализированной пульмонологической помощи. Бронхолегочная патология чрезвычайно распространена, встречается в различных возрастных группах и часто сопутствует заболевания других органов и систем. Поэтому  важнейшей задачей в воспитании врача–пульмонолога является не только знакомство с современными подходами в диагностике и лечении заболеваний дыхательный путей, но и широкий медицинский кругозор.
      Основными требованиями к врачу-пульмонологу являются осуществление на основе теоретических знаний и практических навыков своевременной, полной диагностики заболеваний органов дыхания и их осложнений, дифференциальной диагностики; осуществление эффективного и адекватного лечения заболеваний органов дыхания, их осложнений и сопутствующих заболеваний, а также реабилитации и диспансеризации больных пульмонологического профиля.
      Настоящая программа предназначена для последипломного обучения врачей-пульмонологов (терапевтов) и является нормативным документом, определяющим содержание и организационно-методические формы обучения врачей в последипломном периоде.
     Целью последипломного повышения квалификации врачей по пульмонологии является приобретение новых теоретических знаний и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых врачу-терапевту и пульмонологу для оказания высококвалифицированной помощи в соответствии с профилем отделения и занимаемой должностью.
      Программа по пульмонологии предназначена для циклов профессиональной переподготовки, сертификационного и общего усовершенствования различных контингентов врачей-терапевтов и пульмонологов, клинической ординатуры по пульмонологии. Она может быть использована не только в учебном процессе в рамках учебного заведения, но и для самостоятельного образования специалистов.
      Целью цикла профессиональной переподготовки (ПП) является приобретение врачом полного объема систематизированных теоретических знаний и профессиональных навыков по всем курсам программы, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-пульмонолога.
     Первичная подготовка специалиста по данной специальности осуществляется в течение четырех месяцев из числа выпускников лечебных факультетов, прошедших одногодичную интернатуру по терапии.
Целью цикла сертификационного усовершенствования для врачей-пульмонологов (СУ) является  дальнейшее совершенствование их знаний по актуальным вопросам пульмонологии и смежных дисциплин, дальнейшее освоение практических навыков и умений по специальности, знакомство и освоение новых методов диагностики и лечения бронхолегочных заболеваний. Циклы рассчитаны на врачей со стажем  работы по специальности «Пульмонология» не менее 1 года после клинической ординатуры или курсов первичной специализации по пульмонологии. После завершения цикла врачи имеют право сдавать экзамен для получения сертификата по специальности «Пульмонология» (Постановление Госкомвуза РФ №13 от 27.12.95). Продолжительность цикла сертификационного усовершенствования –  2 месяца (288 часов).
 
     Учебная программа охватывает весь объем теоретических знаний и практических навыков, необходимых врачу- пульмонологу для проведения самостоятельной лечебной и профилактической работы.
     Программа построена по блочной (модульной) системе, блоками которой являются разделы программы.
     Для выполнения данной программы в процессе обучения используются следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, различные виды семинаров, учебные конференции, занятия в кабинетах функциональной диагностики, эндоскопических кабинетах, операционных, а также занятия на базе различных лечебных учреждений: областная клиническая больница, областной противотуберкулезный диспансер, областной онкологический диспансер.

Руководитель курса

Меньшикова Лариса Ивановна

Учёная степень и звание:

 д.м.н., профессор

Научные интересы:

 Научная работа посвещена по проблемам артериальной гипертонии у детей и подростков, экологически зависимым заболеваниям, структуре и клиническим особенностям кардиологической патологии у детей и подростков Европейского Севера России, медико-социальным аспектам состояния здоровья школьников, подростков, молодежи. Является научным руководителем 2 аспирантов, 3 соискателей. Награждена почетными грамотами и благодарностями Департамента здравоохранения администрации Архангельской области, администрации МО «Северодвинск», администрации Архангельской области, награждена Почётной грамотой Минздрава РФ.

Научные публикации:

 86 научных публикаций, в том числе:

 
Клинико-экономические аспекты оказания специализированной медицинской помощи в дневном стационаре детям с кардиоваскулярной патологией // Экология человека. – 2003, - № 4. – С. 52-53 (в соавторстве с В.И.Макаровой, Г.К.Кузьминой и др.);
 
Кардиоваскулярная патология у детей и подростков Европейского Севера России: эпидемиология, факторы риска, структура, организация специализированной кардиологической помощи. - Архангельск, 2004. – 148 с.;
 
Межсекторальное взаимодействие по укреплению и охране здоровья детей // Сб. научных трудов «Образовательная среда: ребенок и здоровье». – Архангельск, 2006. – С. 61 -66 (в соавторстве с В.И.Макаровой, Г.К.Кузьминой и др.);
 
Новые формы медико-профилактической работы с подростками и молодежью в Северодвинске // Экология человека. - 2006, прил. 3, - С. 99-101 (в соавторстве с Н.Н.Потехиной, М.И.Докучаевой и др.).

Организаторы курсов:

 Троицкий 51, каб. 1141,   тел./факс  (8182) 21-14-73, тел. 20-16-02.