Теоретические и практические основы профпатологии

   В настоящее время одним из факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья работающих, являются условия труда, которые на многих предприятиях промышленности и сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи не отвечают санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. В результате воздействия вредных и неблагоприятных условий труда развиваются острые и хронические профессиональные заболевания и отра  вления. Уровни профессиональной заболеваемости в России не отражают истинного положения. Неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены прежде всего недостаточной подготовленностью врачей общей врачебной сети в вопросах профпатологии.

   В целях повышения ответственности врачей за полноту и качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, своевременность выявления и извещения об острых и хронических профессиональных заболеваниях и отравлениях, за проведение в полном объеме необходимых лечебных и оздоровительных мероприятий больным, инвалидам вследствие профзаболеваний, а также лицам из групп риска по развитию профессиональных заболеваний, возникает насущная потребность в послевузовской профессиональной подготовке специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «Профпатология».
 В программу включен цикл профессиональной переподготовки по специальности «Профпатология» и циклы общего и тематического усовершенствования по профпатологии.

   Целью цикла профессиональной переподготовки (ПП) является является освоение врачом теоретических знаний и профессиональных практических навыков, необходимых для самостоятельной работы в качестве специалиста по профпатологии. Продолжительность цикла профессиональной переподготовки – 576 час., 4 мес.

   Целью цикла общего усовершенствования (ОУ) является дальнейшее совершенствование врачей-профпатологов по актуальным вопросам профпатологии и смежных дисциплин, а также освоение практических умений и навыков, необходимых врачу-специалисту в соответствии с профессионально-должностными требованиями к нему. Общее усовершенствование рассчитано на повышение квалификации врача-специалиста по профпатологии. Продолжительность обучения – 144 часа, 1 мес.
   Целью цикла тематического усовершенствования (ТУ) является совершенствование профессиональных теоретических и практических знаний врачей поликлиник, МСЧ в организации профпатологической помощи, проведении предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных условиях труда, методических подходов, умений и навыков, необходимых для своевременного выявления и профилактики профессиональной патологии. Продолжительность циклов тематического усовершенствования – 144 часа, 1 мес. На цикл тематического усовершенствования зачисляются врачи, участвующие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров.
   Основными составляющими программы являются учебная программа по профпатологии и учебные планы циклов, в которых оптимально охвачен весь объем теоретических знаний и практических навыков. В программе и учебных планах также предусмотрены необходимые знания, навыки и умения по смежным дисциплинам. Учебная программа построена по модульной системе. 
   Модуль (раздел дисциплины) – относительно самостоятельный крупный фрагмент программы. Темы – составная часть модуля. 

   Полный перечень тем в составе каждого модуля составляет так называемый «перечень профессиональных знаний, умений и навыков», которыми должен овладеть обучающийся, и является собственно программой обучения. Этот перечень используется при составлении вопросов для контроля профессиональных знаний и умений. 

   Для ориентировки в программе и упорядочения содержащейся в ней информации модули и темы закодированы. На первом месте ставится код модуля дисциплины (1), на втором – код темы (1.1).


   Учебные планы циклов общего и тематического усовершенствования определяют контингент слушателей, длительность их обучения, целевую установку цикла, распределение часов, отведенных на теоретическое и практическое изучение разделов учебной программы.

   В случае необходимости, учитывая специфику контингента, уровень базисных знаний, особенности регионального компонента, актуальность задач здравоохранения и другие обстоятельства, могут вноситься изменения в учебные часы, регламентированные учебными планами настоящей программы, в пределах до 15% от общего объема времени для каждого соответствующего цикла.