Адаптивная физкультура

1.  Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат).
 
Цель (миссия) ООП - развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных-универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в области адаптивной физической культуры, физической реабилитации и здоровьесберегающих технологийпо  направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
 
Срок освоения ООП - 5 лет (заочная форма обучения)
 
Трудоемкость ООП - 240 зачетных единиц
Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.
 
2.   Характеристика    профессиональной   деятельности    выпускника ООП по направлению подготовки Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) квалификация (степень) «бакалавр»
 
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: область педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп к адаптивной физической культуре, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формирования и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик.
 
2.2.    Объекты профессиональной деятельности выпускника.
 
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: физические, психические, социальные и духовные характеристики лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп, реализующих свои потребности в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры: адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными и креативными видами двигательной активности.
 
2.3.    Виды профессиональной деятельности выпускника
  • образовательная,
  • воспитательная,
  • развивающая,
  • реабилитационная (восстановительная),
  • компенсаторная,
  • профилактическая,
  • научно-исследовательская,
  • организационно-управленческая. 
Данные виды профессиональной деятельности реализуются с перечисленными объектами, на которые направлено воздействие бакалавров адаптивной физической культуры, в следующих учреждениях и организациях:
- специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей, воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья;
- образовательных учреждениях всех видов и типов (с лицами, отнесенными к специальным медицинским группам);
- образовательных учреждениях дополнительного образования детей – учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, адаптивных детско-юношеских клубах физической подготовки; филиалах, отделениях, структурных подразделениях по адаптивному спорту в образовательных учреждениях);
- физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха; физкультурно-оздоровительных структурах национальных парков и рекреационных земель, туристических клубах;
- федеральных, региональных государственных органах исполнительной власти по физической культуре и спорту;
- общественных организациях инвалидов и для инвалидов (федерациях, ассоциациях, клубах и др.).
2.4.     Задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность:
  • осуществлять обучение лиц с отклонениями в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;
  • обеспечивать усвоение занимающимися с ограниченными возможностями здоровья двигательных действий, позволяющих реализовывать жизненно и профессионально важные умения и навыки, избранный вид соревновательной деятельности, отдых и переключение с основных видов бытовой и профессиональной деятельности, лечебное воздействие на организм человека, экстремальные и креативные виды двигательной активности;
  • определять, планировать, реализовывать и корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического, функционального и психического состояния занимающихся;
  • способствовать формированию у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры)» обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации;
воспитательная деятельность:
  • формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, которые будут определять ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества, гуманистическим идеалам европейской и мировой культуры;
  • обеспечивать воспитание у занимающихся негативного отношения ко всем видам антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов зависимостей;
  • добиваться того, чтобы ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни становились достоянием общества и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, формировать у них способности
  • вести самостоятельную жизнь на основе сформированных потребностей и ценностных ориентации;
развивающая деятельность:
  • содействовать развитию психических и физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций, а также структуры, характера, этиологии и патогинеза заболевания;
  • обеспечивать усвоение занимающимися спектра знаний из различных областей науки о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия для оптимизации процесса развития;
  • содействовать реализации задач развивающего обучения, обеспечивающего полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно влияющих на умственное и физическое развитие человека;
реабилитационная (восстановительная) деятельность:
  • способствовать    восстановлению    нарушенных    или временно- утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
  • обеспечивать возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;
  • проводить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок;
компенсаторная деятельность:
  • способствовать развитию оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;
  • обеспечивать освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности человека, исходя из его оставшихся функций;
        профилактическая деятельность:
  • проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма человека;
  • проводить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основной причиной, ограничивающей возможности здоровья человека;
  • осуществлять психотерапевтические меры по недопущению и (или) устранению психологических комплексов, обусловленных тем или иным заболеванием человека или видом инвалидности;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • выявлять, актуальные вопросы в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
  • проводить научные исследования эффективности различных способов деятельности в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов с использованием современных методов исследования;
  • осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья; планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования,нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;
  • работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
  • соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий. 
Руководитель курса

Ишекова Надежда Ивановна

Учёная степень и звание:

доктор медицинских наук, профессор 

Научные интересы:

Профессор кафедры восстановительной медицины и физического воспитания СГМУ. Родилась 13.12.1959 г. в г. Архангельске. В 1983 г. окончила АГМИ (специальность – лечебное дело). Кандидатская диссертация «Физиологическая характеристика церебральных сосудов у жителей Европейского Севера в норме и при хронической алкогольной интоксикации» защищена в 1993 г. в АГМИ (по специальности 14.00.17 – физиология и 14.00.45 – наркология). Докторская диссертация «Физиологические особенности женщин с измененной массой тела в условиях Европейского Севера» защищена в 2004 г. в СГМУ (по специальностям: 03.00.13 – физиология и 19.00.02 – психофизиология). Стажировалась в С-Петербурге, Москве. Данные научных исследований расширили спектр представлений о физиологических особенностях организма женщин, как с избыточной, так и недостаточной массой тела, что позволило осуществить дифференцированный подход к коррекции измененной массы тела. по результатам исследований имеется патент на изобретение «Способ диагностики функционального состояния сосудов головного мозга по реакции на дополнительное экспираторное сопротивление в форме голосо-речевой нагрузки» (№ 2177715 от 10.01.2002 г.), внесено рационализаторское предложение «Способ выявления распространенности и факторов риска измененного веса» (№ 7/01 от 27.03.2001 г.); основные положения проведенного исследования отражены в руководстве для врачей «Руководство по коррекции избыточной массы тела» (Москва, 2004), методических рекомендациях для врачей общей практики: «Немедикаментозные методы лечения ожирения» (Архангельск, 2002), «Лечебная физкультура и массаж при ожирении» (Архангельск, 2002). Участие в конференциях: международная научно-практическая конференция «Дети Севера: образование и здоровье» (Архангельск, 1999), научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье в XXI веке: оценка и прогнозы» (Томск, 2001), международная научная конференция «Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на Севере» (Сургут, 2002), VI Всероссийский съезд физиотерапевтов (СПб., 2006). Член Ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов, руководитель общества рефлексотерапевтов, член аттестационной комиссии врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, член ученого совета лечебного факультета СГМУ. Научные интересы: оценка эффективности и внедрение в практическое здравоохранение новых методик физической реабилитации; физиологическое обоснование организации занятий физической культурой в медицинском ВУЗе. Руководитель выполняемой кандидатской диссертации, консультант защищенной кандидатской диссертации. 

Научные публикации:

Количество научных публикаций – 56, в том числе:

Особенности центральной гемодинамики у женщин с различной массой тела, проживающих на Европейском Севере // Физиология человека. – 2004. – Т. 30, - № 4. – С. 93–97;

Состояние кардио-респираторной системы у женщин с различной массой тела, проживающих в условиях Европейского Севера // Мед. академический журнал. – 2002. – Т. 2. – № 2. – С.83–90;

Антропометрические показатели у женщин с различной массой тела на Европейском Севере // Здравоохранение Российской Федерации. – 2003. – № 1. – С. 30–32;

Коррекция избыточной массы тела: Руководство для врачей. – М., 2004. – 144 с.;

Анализ спортивного травматизма физкультурников и спортсменов по Архангельской области за 2001–2005 годы // Экология человека. – 2006. – Прил. 2. – С. 86–87. 

Организаторы курсов:

Факультет адаптивной физической культуры, тел. (8182) 285 773